" Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»
конкурс статей образовательной тематики «Образование 3.0»
Моя педагогическая философияТебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание? — Верно! — удивился человек. — Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым. — Как я это сделаю, если сам не умею летать? — А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза. Ш. Амоношвили. Еще в классе, по –моему, в пятом
Сочинение дали писать: «Кем хочу в будущем стать». Я тогда написала: –Учителем. -Просто? -Да. Просто – учителем. Я, как мама, бабуля моя, Жизнь свою посвящаю я детям, Всю себя отдаю до конца… Сдав успешно экзамены в школе, Не гадала, куда мне идти: Был один факультет в институте- На филфак надо мне поступить. И , пройдя обученье и практику В институте Бухарском, друзья, Я ждала с нетерпением: Стану скоро учителем я… Вот много лет шагаю я По прежнему пути - Теперь уж точно никогда С него мне не сойти. Педагогическая деятельность - это особый, многогранный и многоплановый вид деятельности, связанный с обучением и воспитанием.Но для меня педагогическая деятельность– это процесс становления не только ученика как личности, но и развитие меня самой как учителя, которое благополучно проходят при наличии семи составляющих «Т»: Творение – Терпение – Талант – Траектория – Творчество- Труд – Творец. Первое «Т» - это душа ученика, которая не готовится к жизни, она уже живёт. И ей надо открыть саму жизнь, помочь вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь. Я готова пройти сквозь препятствия, Взять ответственность на себя, Быть не просто учителем – Быть ваятелем детских душ и, конечно, себя. Для этого необходимо огромное ТЕРПЕНИЕ, ведущее к строительству моста Доверия. С собою в путь учительский Взяла я материал: Огромное терпение, Чтоб не сойти с пути; Огонь тот прометеевский, Что душу озарил, Еще любовь всесильную, Чтоб чудо совершить: И к сердцу детскому Свой ключик мне найти… Поэтому слова В. Сухомлинского «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других»стали главным ориентиром в моей деятельности. Проявляя огромную выдержку и понимание, чуткость и терпимость, я не даю душе ученика умереть, потому что обладаю Талантом (Третье Т- ТАЛАНТ) , выражающимся в умении во время похвалить ученика, что помогает моему ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и свой талант. Рост таланта ребенка возможен благодаря выбранной ТРАЕКТОРИИ: ученик должен иметь возможность жить самостоятельно, сам доходить до сути, добывая знания в огромном потоке информации: пусть ребенок приучается чувствовать себя хозяином мира и наследником всех благ. А поможет ему в этом мое отношение к педагогическому процессу как к Творчеству, которое требует от меня не только знать свой предмет, но и быть открытой ко всему новому, развиваться и изменяться: следуя веяниям современного образования, основанного на системно - деятельностном подходе. В своей деятельности я использую различные технологии, но предпочтение отдаю технологии РКМЧП, к которой я пришла тогда, когда искала что-то особенное, что помогло бы мне мотивировать моих учеников, не желающих учиться, стать успешными. Главное - данная технология направлена на формирование качеств современного человека, который может пронести через всю жизнь желание учиться: не беря готовое, а умея извлекать из информации новое, моделируя свою деятельность, созидая новое. Благодаря ТРКМЧП мои ученики не пассивно воспринимают прописные истины, а в активном напряжении мыслительной деятельности идут к ним через исследовательскую работу в той образовательной среде, которую я создаю, проводя отбор материала к путеводителю по уроку для своих учеников, учитывая, что каждый из них нуждается в особом подходе. Данный путеводитель я выстраиваю в рамках трех основных этапов развития критического мышления: 1. Вызов. На данном этапе я настраиваю учащихся на достижение целей урока, посредством мозгового штурма, создания ситуации успеха возвращающего учащегося к уже накопленным знаниям и нацеливающего на получение новой информации по данному предмету. • Ученики сами ставят цели обучения. Я лишь записываю живые их мысли, поощряя участие каждого ученика. 2. На этапе ОСОЗНАНИЯ содержания происходит столкновение точки зрения ученика с новой информацией, которую он отмечает в тексте, маркируя, что знал, что явилось новым, Восприятие информации происходит активно: чтобы выставить тот или иной знак, учащийся должен сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией. Следовательно, познавательная деятельность ученика становится не только активной, но и «вдумчивой», так как он осмысливает собственное понимание. Прием маркировки позволяет на следующем этапе Рефлексии, проанализировав только что пройденный процесс усвоения нового содержания и само его содержание трансформировать в схему, в таблицу, образ, знак, в мысль, иными словами, перевести информацию на свой, доступный для восприятия ему, ученику, язык.Удачным приемом графического оформления изученного материала я считаю прием кластера («гроздий мыслей»), позволяющий моему ученику «сворачивать» и разворачивать» информацию, составлять устный рассказ и дополнять схему информацией на последующих уроках. И чаще всего, это показывают мои наблюдения, учащийся, вспоминая весь опыт проделанной работы, легко воспроизводит материал. Также прием кластера считаю необходимым в подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ. Прием «Синквейн» - стихотворная форма рефлексии, позволяет учащимся на различных этапах изучения материала показать не только свои знания, но и выразить чувства к предмету изучения и к самой жизни. Как показывают мои наблюдения, умелая организация образовательной среды – это умение учителя сформировать и развить универсальные учебные действия.Что дает эта технология мне, учителю русского языка и литературы? Работая в режиме данной технологии, я перестаю быть главным источником информации, становлюсь партнером в совместном и интересном поиске. другом, товарищем детей, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Ответственность на мне большая: Чужую боль нести в себе, Но , согласитесь, обогретый Сумеет сил потом найти, Чтоб мир, Вселенную спасти. Совершенствование моей творческой активности как учителя и развитие личности моего учащегося проходят в постоянном ТРУДе. Для меня это вечный поиск, самосовершенствование через участие в педагогических форумах, мастер-классах, распространение опыта и обмен творческими идеями с коллегами. Для ученика принятие участие в различных конкурсах, начиная от защиты мини-проекта на уроке до выхода в школьное пространство различных уровней. И последнее Т – учитель- ученик – творец. Если научить ребенка мыслить самостоятельно, тогда человек не перестанет учиться всю жизнь, а значит, трудиться, творить, ища собственную траекторию для раскрытия новых способностей, проявляя терпимость и такт, раскрыв крылья, парить под солнцем, продолжая идеи своего учителя, ставшего теперь по-настоящему Творцом прекрасного, истинного. А ученик обязательно станет Творцом своего творения. Каждый учащийся чувствует себя успешным, нужным, важным, потому что знает, что, придя на мой урок, он совершит открытие не только в мир знаний, но и в мир самого себя, приобретет уверенность – крылья и совершит полет. Будет он в этом малом счастлив, счастливой буду и я. Вот такая моя педагогическая философия. Прошло время. — Я возвращаю ребёнка крылатым! и гордо смотрю на своего питомца. — А меня больше радуют твои крылья... Ш. Амоношвили.
Идет прием заявок на участие
в фестивале методических идей «Пеликан» от АНО «ЦПИ «Ариадна»
|