ИСКУССТВО КАК ПОМОЩНИК В ПОЗНАНИИ ИСТОРИИ
21 апреля в ГБОУ СОШ №6 прошла научная конференция учащихся «Отражение исторических событий в различных видах искусства".
Организаторами конференции выступили учителя русского языка и литературы О.Е. Панкратова и С.А.Тиминова. На конференции работало три группы, каждая из которых освещала отдельно взятое событие, которое не только оставило след в истории, но и нашло отражение в художественной литературе, живописи, драматургии, в кинематографе. Группы девятых классов выступали с работами по теме " Пугачевское восстание" и "Снятие блокады Ленинграда". Десятый класс освещал такое историческое событие, как Отечественная война 1812 года.
Отечественная война 1812 года и сопутствовавший ей высокий патриотизм русского народа нашли разнообразное отражение в живописи, в частности на полотнах русских художников В.Тропинина, «юю», В. Верещагина «….». кинематографические ленты «…», «,,,» показывают, что и женщина неистова в своем желании защищать Отечество, она готова положить на его алтарь собственную жизнь.
О далеких и скорбных днях, днях блокады Ленинграда повествуют нам и кинематограф, и художественная литература, и живопись, и музыка. Так, в произведении А.Адамович "Блокадная книга" автор, рассказывая о мужестве и героизме людей, оказавшихся в блокадном Ленинграде, пробуждает в каждом читателе чувство патриотизма и великой гордости за простой народ. Фильм "Жила-была девочка" режиссера В.Эйсымонта является частицей нашей истории и нашей победы, и он тем более важен, что снимался именно в то время, о котором рассказывает, во времена осады Ленинграда. А симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича не только грандиозная симфоническая поэма о борьбе нашей Родины против фашистских варваров, но и гимн жизни блокадного Ленинграда, вызов самому Гитлеру – город на Неве не умер, как не умерло и искусство. Осажденный город будет жив, пока живо искусство.
- Пугачевского восстания волновала людей искусства: писателей, поэтов, художников, музыкантов, режиссеров и актеров. В романе "Капитанская дочка" А.С.Пушкина образ Пугачева, как и в поэме С.Есенина "Емельян Пугачев"- неоднозначен: герой то жестокий самозванец, то мудрый вожатый. Пугачев в исполнении В. Машкова («Русский бунт») тому подтверждение. Подобная трактовка образа дается и в современной рок - опере В.Ярушина "Емельян Пугачев". Памятник Емельяну Пугачеву, установленный в Саранске, представляет собой высокохудожественный образец скульптуры, который раскрывает мятежный дух народного атамана.
Тема, глубоко и подробно освещенная учениками на конференции, особенно актуальна и животрепещуща в наши дни. Подрастающее поколение должно помнить и чтить историю своего государства и мира в целом. А помочь в этом под силу именно настоящему искусству, которое, оживляя прошлое, как бы "реанимирует" историю и передает свое видение другим временам и народам.
Таким образом, учащиеся убедились: любое произведение искусства способно быть живым, востребованным с опорой на реальность и современный мир.
Плетнева Алина,
обучающаяся 11 класса ГБОУ СОШ № 6